«Двойные технологии» № 2 / 2007

Содержание журнала «Двойные технологии» №2 – 2007 г.

УДК 629.783
Елкин В.М., Какобьян В.П., Соловьев Г.М.
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ «ГЛОНАСС»/GPS ТЕХНОЛОГИЙ В БОРТОВЫХ И НАЗЕМНЫХ СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ КА.
В статье рассматриваются варианты использования навигационных измерений, вырабатываемых бортовой навигационной аппаратурой (БНАП) для прогнозирования движения КА. Первый — использование непосредственно результатов навигационных измерений, вырабатываемых БНАП. Второй основывается на решении динамической задачи, определения уточняемого вектора состояния путем минимизации функционала, представленного как сумма квадратов отклонений расчетной орбиты от орбиты, заданной совокупностью составляющих радиус-векторов выработанных БНАП. Третий основывается на решении статической задачи фильтрации измерений, вырабатываемых БНАП. На основе анализа рассмотренных вариантов предлагается технология использования векторов состояния, вырабатываемых БНАП, для прогнозирования движения КА. Предлагаемый подход может быть использован в бортовых и наземных системах управления КА.

УДК 656
Макаров М.И., Королев А.Н., Бурцев В.М., Макаров С.М.
ПРИМЕНЕНИЕ НАВИГАЦИОННО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ ПОДВИЖНЫМИ ОБЪЕКТАМИ.
С целью повышения безопасности эксплуатации и эффективности управления транспортных средств Федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» предусмотрены разработка и внедрение на транспортном комплексе Российской Федерации современных средств навигации, связи и телематики.
Вопросам создания и внедрения таких средств посвящены работы отечественных и зарубежных авторов и разработчиков.
В статье рассмотрены направления использования новейших навигационно-связных, информационных и телекоммуникационных технологий для решения задач диспетчеризации подвижных транспортных средств, которые являются основой создания навигационно-информационных систем. Главной целью создания навигационно-информационных систем является перевод на качественный уровень транспортные перевозки в рамках государственных экономических систем и достижение экономического и социального эффекта в результате централизованного диспетчирования, контроля и управления перевозками при комплексном применении новейших навигационно0связных, информационных и телекоммуникационных технологий.
Использование навигационно-информационных систем обеспечивает: снижение потребности в транспортных средствах, расходов на эксплуатацию, простоя их, контроль за сохранностью грузов и транспортных средств, повышение работы обслуживающего персонала.
НИС должна строиться по модульному принципу, т.е. позволять без существенных затрат вводить в свой состав новые центры контроля (диспетчерские центры и пункты) и группы подконтрольных им подвижных объектов и, благодаря способности бортового оборудования и оборудования диспетчер-ских постов работать с любыми видами и технологиями связи, практически без ограничений наращивать свой состав.

УДК 623.746:623.822
Двирный М.И., Парненков А.Е.
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ СОСТОЯНИЯ СРЕДЫ НА ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОРАБЕЛЬНЫХ САМОЛЕТОВ.
В статье рассмотрено влияние состояния среды на максимально допустимую относительную массу самолета при трамплинном взлете, а также на скорость снижения по глиссаде при аэрофинешерной посадке.

УДК 629.735.764
Полтавский А.В., Маклакова Е.В.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА В АЛГОРИТМАХ ФИЛЬТРА КАЛМАНА.
В статье рассматривается информационная составляющая маневренного противодействия летательного аппарата управляемым ракетам.

УДК 629.76
Андреев А.С.
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРУКТУРЫ ПОДСИСТЕМЫ ОБНАРУЖЕНИЯ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ С МИНИМАЛЬНОЙ СТОИМОСТЬЮ ПРИ ЗАДАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ КАЧЕСТВА.
Предложена методика автоматизированного определения структуры подсистемы обнаружения автоматизированных систем охраны. В качестве основных показателей качества подсистемы обнаружения рассматривается вероятность обнаружения и период ложных тревог. Алгоритм позволяет синтезировать подсистему обнаружения с требуемыми показателями качества и с минимальной стоимостью.

УДК 330.101.5
Фиров А. Н.
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ И ЗАКУПКИ ИЗДЕЛИЙ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД.
Предложено методическое обеспечение и практические рекомендации технико-экономического обоснования разработки и закупки изделий для государственных и муниципальных нужд.
В целях повышения обоснованности решения о создании указанных изделий рекомендуется наряду с оценкой затрат на их разработку и производство учитывать предельные (лимитные) цены. Предложена классификация лимитных цен, приведены формулы их расчета, разработаны рекомендации по учету лимитных цен в процессе технико-экономического обоснования разработки перспективных изделий.

УДК 629.7
Пчелинцев Л.А., Ершов А.С.
ОПТИМАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕЖИМАМИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СТОХАСТИЧЕСКОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.
Описан путь оптимизации управления стохастической динамической системы, в которой стохастическая часть определяется неоднородным пуассоновским процессом.

УДК 629.7
Левский М.В.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫМ РАЗВОРОТОМ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА С МИНИМАЛЬНЫМ КИНЕТИЧЕСКИМ МОМЕНТОМ.
Рассмотрена и решена задача управления пространственным разворотом космического аппарата из произвольного начального в требуемое конечное угловое положение за заданное время с минимальной величиной кинетического момента. Получено аналитическое решение поставленной задачи. На основе математического аппарата кватернионов найдены необходимые условия оптимальности. Показано, что оптимальное решение может быть определено в классе регулярных движений, близких к прецессии твердого тела вокруг некоторой неподвижной оси. Контроль движения КА относительно центра масс в ходе разворота осуществляется по информации о текущей ориентации КА и его угловой скорости. Для динамически симметричного КА представлено полное решение задачи переориентации в замкнутой форме. Приводятся результаты математического моделирования, демонстрирующие экономичность и практическую реализуемость предложенного метода управления поворотным маневром космического аппарата.

УДК 623.764 (75)
Цыплаков Ю.В., Ульянов С.В., Несмачный С.В., Иванов Д.В.
ДЕРЕВЬЯ ОПАСНЫХ ЯВЛЕНИЙ ДЛЯ РАКЕТНЫХ И КОСМИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ.
На основе класса случайных явлений, каждое из которых — случайная реализация случайной величины, и анализа деревьев опасных событий технических систем предлагается вместо этих деревьев при оценке показателей безопасности применять деревья опасных явлений названного класса, расширяющие возможности оценки и позволяющие оценивать ущербы от аварий. Наряду с введенными ранее понятиями безопасности (потенциального ущерба от аварии системы и риска ущерба от аварии) даны определения новых понятий — потенциально опасного воздействия и риска опасного воздействия.

УДК 621.317:629.197
Поляков А.В.
ПРОБЛЕМЫ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ СОВМЕСТИМОСТИ СОЗДАВАЕМЫХ КОСМИЧЕСКИХ РАДИОЛИНИЙ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ
Статья посвящена разработке адаптивных методов повышения помехоустойчивости космических радиолиний на основе сжатия и помехоустойчивого кодирования данных.

УДК 530.1
Серга Э.В.
УПРАВЛЯЕМЫЙ ВНУТРИЯДЕРНЫЙ СИНТЕЗ
Внутриядерный синтез рассматривается как альтернатива термоядерному синтезу. В предлагаемом методе синтез осуществляется путем бомбардировки дейтронами легких ядер, содержащих в своем составе необходимые реагенты — дейтроны и тритоны.

УДК 511.61:621.398
Хромов О.Е.
НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИЗМЕРЕНИЙ И УПРАВЛЕНИЯ КА
Статья посвящена разработке новых информационных технологий измерений и управления КА. Показана необходимость скорейшего перехода от экстенсивного направлению совершенствования НАКУ КА к интенсивному, основу которого составляет внедрение достижений науки и техники. Этому способствует произошедшая революция в области системотехники, связи и вычислительной техники.