«Стратегическая стабильность» № 2 / 2007

Содержание журнала «Стратегическая стабильность» №2–2007 г.

УДК [615.471:616.072] :621.398
Игнатовский О.М., Игнатовский М.О., Белоглазов В.А., Савчук С. Ю.
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ «ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ»
Проведенный анализ показал высокую роль концептуального и законодательно-правового определения постоянно трансформирующейся сущности терроризма. Это позволит приступить к созданию механизма локализации терактов путём адресного воздействия на причины появления терроризма.

УДК 358.39.001.76
Беляков Б.Л., Гацко М.Ф.
Национальные интересы современной России: структура, содержание, направления военно-политического и правового обеспечения
Для россиян проблема осознания, институционализации и военно-политического обеспечения национальных интересов как никогда актуальна. Это обусловлено многими факторами, но прежде всего потребностями современного этапа реформирования российского общества, модернизации военной организации и обеспечения национальной безопасности.

УДК 327
Семейко Л. С.
США: «Глобальный удар» — опасная стратегическая концепция
Cтавка на глобальное доминирование США во всех сферах будет определять политику Вашингтона, как это было и в прежние годы правления демократов.

УДК 355.47
Гамов В.Ю.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ШТАТНЫХ СТРУКТУР, ОБЛАДАЮЩИХ ГИБКОСТЬЮ, ФОРМИРОВАНИЙ ВОЙСК ЗАПУСКА КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ
В статье приводится решение научно-практической задачи, посвященной разработке теоретических основ обоснования и прогнозирования оптимальных ОШС формирований войск запуска КА, гибких и адаптированных к условиям резкого изменения влияния внешних и внутренних факторов, на основе оптимального сочетания их количественных и качественных характеристик.

УДК 355.47
Коробушин Д. В.
Стратегическая стабильность — необходимое условие обеспечения безопасности Российской Федерации
Cохранение необходимого потенциала ядерного сдерживания для СЯС в ближайшие десятилетия XXI века можно считать одной из важнейших не только военных, но и военно-политических задач нашего государства. В настоящее время и в ближайшей перспективе для России в целях недопущения развязывания крупномасштабной войны альтернативы ядерному оружию нет.

УДК 656
Макаров М.И., Макаров С.М.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИНТЕЗА СТРУКТУРЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ И РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В Российской Федерации в рамках федеральных целевых программ «Снижение рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации», «Электронная Россия», «Экология и природные ресурсы России», «Ядерная и радиационная безопасность России» создаются:
— система мониторинга критически важных, потенциально опасных объектов и грузов, территорий, ресурсов, природных явлений и окружающей среды;
— единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
— единая система контроля радиационной обстановки;
— единая информационно-аналитическая система природопользования и охраны окружающей среды;
— система государственного экологического мониторинга;
— национальная система мониторинга рыбопромысловых судов;
— федеральная система оперативного контроля;
— федеральная система мониторинга критически важных объектов, потенциально опасных объектов, опасных грузов и др.
Статья опирается на теоретические разработки, методологический опыт и новейшие технологии, полученные в процессе реализации в рамках ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 гг.)» опытного проекта федеральной системы оперативного контроля природных ресурсов и экономически важных и/или опасных объектов РФ (ФС ОК) во исполнение Поручения Президента РФ от 6 мая 2000 г. № К416 и Постановления Правительства РФ № ИК-П17-33781,207-Р [9-19].
Актуальность разработки моделей и методов решения задачи синтеза сложной системы мониторинга в масштабе России обусловлена как необходимостью интеграции отдельных ведомственных систем мониторинга в единую систему, так и реализацией «Концепции федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов» (ФСМ КВО-ПОО-ОГ), одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2005 г. № 1314-Р [1].
С целью повышения эффективности решения социально-экономических, экологических, технических задач, задач обеспечения национальной безопасности страны, требуется создание единой автоматизированной федеральной системы государственного мониторинга (ФСГМ) объединяющей структурно и функционально существующие системы и вновь созданные. В данной статье изложены методы и модели синтеза структуры ФСГМ.

УДК 330
Гусев А.К.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ КИТАЯ
Опыт Китая показывает, что в переходный период для успешного функционирования предприятий оборонного комплекса не обязательна его ускоренная приватизация, а вполне достаточна на начальных этапах реформы коммерциализация военных производств, создание общей рыночной среды и развитие конкуренции.

УДК 341
Гацко М.Ф.
Международно-правовые проблемы обеспечения военной безопасности России в условиях выхода США из Договора по ПРО
Необходимо признать, что в будущем в целях исключения изнурительных для российской экономики и общества воссозданий преждевременно сокращённых стратегических наступательных вооружений, в договорном процессе целесообразно добиваться чёткого международно-правового закрепления необратимости достигнутых с США договорённостей в области стратегических наступательных вооружений.

УДК [615.471:616.072] :621.398
Игнатовский О.М., Игнатовский М.О.
«КОНЦЕПТУАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКАЯ» ИДЕНТИФИКАЦИЯ «НОВЫХ ФОРМ ТЕРРОРИЗМА», ПРИМЕНИМЫХ ПРОТИВ ОБЪЕКТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье предлагаются методы «концептуально-логической» идентификации признаков подготовки к использованию некоторых «новых форм терроризма». Методы применимы в режимах пограничного контроля, заградительных мероприятий, оцепления зон поражения от теракта и режимах постоянной защиты объектов стратегической безопасности РФ.

УДК 629.7:621.039. 578+62-52
Пчелинцев Л.А., Ершов А.С.
Создание бортового термоядерного реактора обеспечит подъем всего оборонно-промышленного комплекса
Дается краткий обзор известных проектов летательных аппаратов с атомной силовой установкой (АСУ). Отмечается нерешенность проблемы радиационной безопасности, необходимости перестройки системы испытаний и эксплуатации ЛА с АСУ. Вместе с тем указано, что изотоп гелий-3 вполне можно нарабатывать в земных условиях на существующих протонных ускорителях. А создание бортового термоядерного реактора (БТР) на базе гелия-3 и его использование на борту кораблей и летательных аппаратов обеспечит их полную радиационную безопасность. И обеспечит нужный подъем ОПК и повысит уровень обороноспособности страны.

УДК 338
Кирилюк И.Л., Малков С.Ю., Малков А.С.
Нелинейные особенности развития и взаимодействия социально-экономических систем
Методами математического моделирования рассмотрены особенности коэволюции в современной Мир-системе стран с различным уровнем развития.
Работа поддержана РФФИ (проекты № 06-06-80031 и 05-06-80237)

УДК 517.958
Пчелинцев Л.А., Ершов А.С.
Теорема Пуанкаре о возвращениях и циклы кризисов стратегической стабильности
Если рассматривать процесс эволюции стратегической стабильности как некоторую «хорошую» динамическую систему, то указанная теорема Пуанкаре естественным образом применяется к подобной системе. Но из практики видно, что эта система проявляет признаки хаотического поведения. В этом случае длительность цикла возврата надо рассматривать как случайную величину.

УДК 338
Малков С.Ю., Ковалев В.И., Коссе Ю.В.
К вопросу об определении оптимальной величины оборонных расходов государства
Предложен методический подход к определению оптимальной величины оборонных расходов государства на основе анализа изменения его геополитического статуса.
Работа поддержана РФФИ (проекты № 06-06-80031).