«Двойные технологии» №1 / 2021
Статьи, опубликованные в журнале «Двойные технологии» №1 (94) / 2021
I. АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА
УДК 629.7.086
© Смирнов А.Н.
© A. Smirnov
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ АРХИВАЦИИ ИНФОРМАЦИИ В ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ СЕТИ НАЗЕМНОГО КОМПЛЕКСА УПРАВЛЕНИЯ КОСМИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ
SUGGESTIONS FOR IMPROVING THE ARCHIVING SYSTEM INFORMATION IN A COMPUTER NETWORK GROUND-BASED SPACE VEHICLE CONTROL SYSTEM
Аннотация. В данной статье приведены результаты исследований построения системы архивации данных на основе реляционного хранилища информации для существующей системы информационного обеспечения наземного комплекса управления космическими средствами. Сформулированы предложения по оптимизации процессов сбора и загрузки информации, повышению производительности оперативной базы данных.
Abstract. This article presents the results of research on the construction of a data archiving system based on a relational information repository for the existing information support system of the ground-based space control complex. Proposals are formulated for optimizing the processes of collecting and loading information, improving the performance of the operational database.
Ключевые слова. Система архивации, архивное хранилище, информационное обеспечение.
Key words. Archiving system, archive storage, information support.
УДК 629.78
© Кисленко К.В.
© K.Kislenko
ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ ТОЧНОСТИ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ОРБИТАЛЬНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ГЛОНАСС, ОСНАЩЕННЫХ ОДНОЧАСТОТНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ АППАРАТУРОЙ
AN APPROACH TO IMPROVING THE POSITIONING ACCURACY OF GLONASS ORBITAL CONSUMERS EQUIPPED WITH SINGLE-FREQUENCY NAVIGATION EQUIPMENT
Аннотация. В статье рассматривается решение задачи высокоточного навигационного обеспечения низкоорбитальных космических аппаратов, оснащенных навигационной аппа- ратурой, функционирующих по сигналам ГНСС в одном диапазоне частот. Приводятся ре- зультаты оценки потенциальной точности позиционирования, полученные на основе изме- рительной информации летных образцов навигационной аппаратуры.
Abstract. The article discusses the solution to the problem of high-precision navigation support for low-orbit spacecraft equipped with navigation equipment, operating on GNSS signals in the same frequency range. The results of evaluating the potential positioning accuracy obtained on the basis of the measurement information of flight samples of navigation equipment are presented.
Ключевые слова. ГЛОНАСС, космический аппарат, высокоточное позиционирование, нави- гация, аппаратура спутниковой навигации.
Key words. GLONASS, spacecraft, high-precision positioning, navigation, satellite navigation equipment.
УДК 519.254
© Князев Д.А.
© D. Knyazev
ВРЕМЕННАЯ СИНХРОНИЗАЦИЯ ПРИЕМНЫХ ПУНКТОВ РАЗНОСТНО- ДАЛЬНОМЕРНОЙ СИСТЕМЫ ТРАЕКТОРНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАВИГАЦИОННОЙ АППАРАТУРЫ ПОТРЕБИТЕЛЯ
TIME SYNCHRONIZATION OF RECEIVING POINTS OF THE DIFFERENTIAL- RANGEFINDER SYSTEM OF TRAJECTORY MEASUREMENTS BASED ON THE USE OF THE CONSUMER’S NAVIGATION EQUPMENT
Аннотация. При построении наземных разностно-дальномерных систем траекторных из- мерений возникает задача точной относительной временной привязки приемных пунктов системы, расположенных в локальном районе. Решение данной задачи может быть обе- спечено размещением на приемных пунктах высокостабильных водородных стандартов ча- стоты, однако они имеют высокую стоимость и их эксплуатация в полевых условиях до- статочно затруднительна. В статье рассматривается вопрос реализации высокоточной взаимной привязки по времени на основе использования навигационной аппаратуры потре- бителя сигналов ГНСС ГЛОНАСС в апостериорном режиме, после проведения сеанса изме- рений. При решении задачи временной привязки предлагается использовать измерения при- веденной фазовой псевдодальности.
Abstract. When constructing ground-based differential-ranging systems of trajectory measurements, the problem arises of the exact relative time binding of the receiving points of the system, located in the local area. The solution to this problem can be provided by placing highly stable hydrogen frequency standards at the receiving points, but they are expensive and their operation in field conditions is difficult. The article discusses the issue of implementing high-precision inter-time referencing based on the use of navigation equipment of the consumer of GNSS GLONASS signals in a posteriori mode, after a measurement session. When solving the problem of timing, it is proposed to use measurements of the reduced phase pseudorange.
Ключевые слова. ГНСС, ГЛОНАСС, навигация, время, привязка, калибровка, псевдодаль- ность, точность, оценка, измерения.
Key words. GNSS, GLONASS, navigation, time, timing, calibration, pseudorange, precision, exact, estimate.
УДК 519.21
© Емелин Н.М.
© N.Emelin
МАРКОВСКАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ БЕЗОПАСНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СЛОЖНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ
MARKOV MODEL FOR ASSESSING THE SAFETY OF OPERATION OF COMPLEX TECHNICAL SYSTEMS
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы построения марковских моделей оценки безопасности эксплуатации сложных технических систем. Выделяются аварийные и ката- строфические отказы систем, требующие их непланового ремонта. Приводятся основные положения методики оценки безопасности эксплуатации систем, базирующиеся на теории марковских процессов с непрерывным временем. Особое внимание уделено определению ин- тенсивностей переходов.
Abstract. The article deals with the construction of Markov models for assessing the safety of operation of complex technical systems. Emergency and catastrophic system failures that require unscheduled repairs are highlighted. The main provisions of the methodology for assessing the safety of operating systems based on the theory of Markov processes with continuous time are presented. Particular attention is paid to determining the intensities of the transitions.
Ключевые слова. Марковская модель, показатель, сложная система, эксплуатация, безопасность.
Key words. Markov model, indicator, complex system, operation, safety.
УДК 629.7.017.1
© Горяев А.Н., Ульянов С.В.
© A. Goryaev, S. Ulyanov
МЕТОДИКА ВЫБОРА РАЦИОНАЛЬНЫХ ВАРИАНТОВ РЕШЕНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ И ПОДТВЕРЖДЕНИЮ НАДЁЖНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ С ВЫСОКОСКОРОСТНЫМИ ЛЕТАТЕЛЬНЫМИ АППАРАТАМИ НА ЭТАПАХ ОТРАБОТКИ
AUTOMATION OF THE TASKS OF DETERMINING THE LOOKING CHARACTERISTICS OF UNMANNED AIRCRAFT
Аннотация. Разработана методика выбора рациональных вариантов решений по обеспече- нию и подтверждению надёжности и безопасности ракет-носителей (РН) с высокоскорост- ными летательными аппаратами (ВЛА) на этапах отработки. Методика, в отличие от су- ществующих, учитывает влияние конструктивных, производственных, эксплуатационных дефектов и реализуемых конструктивно-технических решений и организационно-технических мероприятий на показатели эффективности процесса отработки РН с ВЛА и позволяет определить рациональный вариант решений, обеспечивающий минимально возможные сум- марные затраты на отработку данных изделий с использованием разработанного рекурсив- ного алгоритма прогнозирования объёмов пусков в ходе проведения лётных испытаний.
Abstract. A methodology has been developed for choosing rational options for solutions to ensure and confirm the reliability and safety of launch vehicles (LV) with high-speed aircraft (VLA) at the stages of development. The technique, in contrast to the existing ones, takes into account the influence of design, production, operational defects and implemented design and technical solutions and organizational and technical measures on the efficiency indicators of the process of testing LV with HVL and allows to determine a rational solution that provides the lowest possible total costs for testing these products using the developed recursive algorithm for predicting the volume of launches during flight tests.
Ключевые слова. Ракета-носитель, высокоскоростной летательный аппарат, надёжность, безопасность.
Key words. Launch vehicle, high-speed aircraft, reliability, safety.
УДК 535.211:539.42:629.7.023
© Захаров Н. С., Архипов А. И.
© N. Zakharov, A. Arkhipov
ЧИСЛЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ОБОЛОЧЕК, НАГРЕВАЕМЫХ ВНЕШНИМ ПОТОКОМ ЭНЕРГИИ
NUMERICAL MODELING OF STABILITY OF METAL SHELLS HEATED BY AN EXTERNAL ENERGY FLOW
Аннотация. Представлено численное исследование устойчивости металлических цилиндрических оболочек, нагреваемых внешним потоком излучения. Полагается, что оболочка находится под действием внутреннего давления и сжимающей в осевом направлении силы. Определены особенности распределения напряжений, деформаций и формы разрушения цилиндрических металлических оболочек при внешнем локальном нагреве. Сравнение результатов численных расчетов с инженерными оценками устойчивости оболочек, находящих- ся под действием различных нагрузок, показало их хорошее согласие.
Abstract. A numerical study of the stability of metal cylindrical shells heated by an external radiation flux is pre- sented. It is assumed that the shell is under the action of internal pressure and compressive force in the axial direc- tion. The features of the distribution of stresses, deformations, and forms of destruction of cylindrical metal shells under external local heating are determined. Comparison of the results of numerical calculations with engineering estimates of the stability of shells under various loads showed their good agreement.
Ключевые слова. Цилиндрическая оболочка, нагрев, нагрузка, устойчивость, численное моделирование, инженерная методика.
Key words. Cylindrical shell, heating, load, stability, numerical modeling, engineering technique.
УДК 629.519
© Данилин С.Б., Знак В.А., Казаков Г.В., Мочалов В.В.
© S. Danilin, V. Znak, G. Kasakov, V. Mochalov
К ЗАДАЧЕ ПОИСКА ОПТИМАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛИНЕЙНЫМИ ДИНАМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ НА ПРИНЦИПЕ МАКСИМУМА Л.С. ПОНТРЯГИНА
ON THE PROBLEM OF FINDING OPTIMAL OF LINEAR DYNAMICAL SYSTEMS BASED ON THE MAXIMUM PRINCIPLE OF L.S. PONTRYAGIN
Аннотация. В настоящей статье на основе анализа существующих методов решения комплекса задач оптимального управления динамическими системами и требований к их совершенствованию рассматривается возможный подход к упрощению процедуры решения задач поиска оптимального управления линейными динамическими системами на основе установления взаимосвязи принципа максимума Л.С.Понтрягина с основными свойствами множества достижимости. При этом показано, что для случая фиксации начальной точки вектора со- стояния системы в виде точки, принадлежащей начальному множеству, заданное множество достижимости, можно рассматривать как «обобщенное» решение дифференциальных уравнений для заданной динамической системы, что исключает необходимость многократного решения дифференциальных уравнений исходной системы. На основе учета взаимосвязи основных свойств множества достижимости и принципа максимума Л.С. Понтрягина предложен простой подход к реализации основных условий применимости данного принципа в задачах оптимизации управления линейными динамическими системами.
Abstract. In this article, based on the analysis of existing methods of solving complex optimal control problems of dynamic systems and requirements for their improvement, is considered a possible approach to the simplification of the procedure Xenia search task of optimal control of linear dynamic systems based on correlation of the maximum principle of L. S. Pontryagin, basic properties of the attainability set. It is shown that for the case of fixing the initial point of the state vector of the system as a point belonging to the initial set, the given reachability set can be considered as a «generalized» solution of differential equations for a given dynamical system, which eliminates the need for multiple solutions of the differential equations of the initial system. Based on consideration of interrelation of properties of reachability sets and the maximum principle of Pontryagin L. S. a simple approach to the implementation of the basic conditions for the applicability of this principle to optimization problems of control of linear dynamic systems.
Ключевые слова. Динамическая система, летательные аппараты, оптимальное управление, оптимальная траектория, терминальный функционал, методы решения задач оптимизации управления, функция Гамильтона.
Key words. Dynamic system, aircraft, optimal control, optimal trajectory, terminal functional, methods for solving control optimization problems, Hamilton function.
УДК 629.519
© Казаков Г.В. , Котяшев Н.Н. , Кунавин В.И.
© G.Kazakov, N.Kotjaschev, V. Kunavin
ИНТЕРАКТИВНАЯ ЧИСЛЕННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПОДДЕРЖКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ ГРУППИРОВКМИ РАКЕТНОГО ВООРУЖЕНИЯ
COMPLEX NUMERICAL AND ANALYTICAL MODEL FOR SUPPORTING TECHNOLOGICAL SOLUTIONS FOR MANAGING THE GROUPING OF MISSILE WEAPONS
Аннотация. Приведена общая структурно-технологическая схема управления функциональной устойчивостью группировками баллистических ракет в условиях воздействий. Представлено формализованное описание основных компонентов интерактивной численно-аналитической параметрической модели оценки выполнения группировками ракетного вооружения своих функциональных задач. Модель позволяет адекватно, оперативно и с высоким уровнем визуализации реагировать на действия пользователя по учету всех влияющих на выполнение функциональных задач факторов, включая множественные воздействия на её ресурс, а также осуществлять поддержку решений по технологическому управлению возможностями группировок. Модель реализована в системе универсальной компьютерной математики MathCad-15, использование которой в интерактивном режиме работы позволяет оперативно получать необходимые для практики оценки и рекомендации.
Abstract. A general structural and technological scheme for controlling the functional stability of a group of ballistic missiles under the conditions of impacts is presented. A formalized description of the main components of an interactive numerical-analytical parametric model for evaluating the performance of a group of missile weapons of their functional tasks is presented. The model allows you to respond adequately, quickly and with a high level of visualization to user actions to account for all factors affecting the performance of functional tasks, including multiple impacts on its resource, as well as support solutions for technological management of grouping capabilities. The model is implemented in the system of universal computer mathematics MathCad-15, the use of which in interactive mode allows you to quickly get the necessary assessments and recommendations for practice.
Ключевые слова. Группировка ракет, параметр, воздействие, модель поведения ресурсов, функция чувствительности, управление, риск.
Key words. Missile grouping, parameter, impact, resource behavior model, sensitivity function, management, risk.
УДК 621.396
© Кукушкин С.С., Галаган С.В., Рубан Д.А, Пантелеев Д.А., Прушинский М.В.
© S.Kukushkin, S.Galagan, D.Ruban, D. Panteleev, M.Prushinsky
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНСТРУКТИВНОЙ ТЕОРИИ КОНЕЧНЫХ ПОЛЕЙ ПРИ ОБРАБОТКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ
FUNDAMENTAL FEATURES OF USING THE CONSTRUCTIVE THEORY OF FINITE FIELDS IN THE PROCESSING OF MEASUREMENT RESULTS
Аннотация. Статья посвящена разработке новых методов вычислительной математики, ориентированных на ПЭВМ и микропроцессорную вычислительную технику. Показаны преимущества разработанной нетрадиционной теории конечных полей, базирующейся на конструктивной теореме об остатках, связанные с расширением области ее применимости, упрощением вычислений больших массивов экспериментальных данных, повышением устойчивости решений некорректных задач.
Abstract. The article is devoted to the development of new methods of computational mathematics, focused on PC and microprocessor computing. The advantages of the developed unconventional theory of finite fields, based on the constructive theorem on residues, are shown, associated with expanding the scope of its applicability, simplifying the calculations of large amounts of experimental data, and increasing the stability of solutions to incorrect problems.
Ключевые слова. Расширение возможностей, классическая теория конечных полей, данные и погрешности измерений, искажения информации, передача, обработка данных, система остаточных классов, регуляризация некорректных задач.
Key words. Expansion of possibilities, classical theory of finite fields, data and measurement errors, information distortions, data transmission, processing, residual class system, regularization of illposed problems.
УДК 621.192+519.873
© Сухорученков Б. И., Окороков М. В.
© B. Sukhoruchenkov, M. Okorokov
МЕТОД ОЦЕНИВАНИЯ БЕЗОТКАЗНОСТИ ВОССТАНАВЛИВАЕМЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОТРАБОТКИ С УЧЕТОМ ВОЗМОЖНЫХ ДЕФЕКТОВ
METHOD FOR ESTIMATING THE RELIABILITY OF RESTORED TECHNICAL SYSTEMS BY THE RESULTS OF WORKING WITH POSSIBLE DEFECTS
Аннотация. Излагаются результаты исследований показателей возможных дефектов вос- станавливаемых технических систем (ТС). Дается обоснование метода оценивания пока- зателей безотказности ТС по результатам отработки с учетом выявляемых и возможных невыявленных дефектов.
Abstract. The results of studies of indicators of possible defects of restored technical systems (TS) are presented. The substantiation of the method for assessing the reliability indicators of the vehicle based on the results of testing, taking into account the detected and possible undetected defects.
Ключевые слова. Восстанавливаемая техническая система, возможные дефекты, вероят- ности проявления дефектов, оценки показателей безотказности.
Key words. Recoverable technical system, period of development, possible defects, probabilities of de-fects, estimates of reliability indicators.
II. РАДИОТЕХНИКА И СВЯЗЬ
УДК 621.396
© Гаврилов А.А. , Стародубцев П.А., Волков И.Е., Николаев А.М.
© A. Gavrilov, P. Starodubtsev, I. Volkov, A. Nikolaev
НИЗКОСКОРОСТНОЙ ПОМЕХОУСТОЙЧИВЫЙ РАДИОКАНАЛ АДАПТИВНОЙ КОРОТКОВОЛНОВОЙ РАДИОЛИНИИ
LOW-SPEED INTERFERENCE RADIO CHANNEL OF ADAPTIVE SHORT WAVE RADIO LINE
Аннотация. Предлагается способ организации адаптивной коротковолновой (КВ) радиолинии путем создания помехоустойчивого канала обратной связи, основанного на применении фазоманипулированных шумоподобных сигналов. Приводится эксперимент, показывающий физическую реализуемость данного способа. В статье анализируется эффект, который дает данный способ на повышение коэффициента исправного действия КВ-радиолинии.
Abstract. A method for organizing an adaptive HF radio line by creating a noise-resistant feedback channel based on the use of phase-manipulated noise-like signals is proposed. An experiment showing the physical feasibility of this method is presented. The article analyzes the effect that this method gives on increasing the coefficient of serviceable operation of the HF radio line.
Ключевые слова. Помехоустойчивость, шумоподобный сигнал, фазовая манипуляция, КВ-диапазон, адаптация, коэффициент исправного действия.
Key words. Noise immunity, noise-like signal, phase manipulation, HF range, adaptation, coefficient of serviceable action.
УДК 621.391.26:519.2
© Артюшенко В.М., Воловач В.И., Аббасова Т.С.
© V. Artyushenko, V. Volovach, T. Abbasova.
МНОГОМЕРНАЯ ПЛОТНОСТЬ ВЕРОЯТНОСТИ МГНОВЕННЫХ ЗНАЧЕНИЙ СИГНАЛА ПРИ НАЛИЧИИ ФЛЮКТУАЦИОННЫХ МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫХ ПОМЕХ
MULTIDIMENSIONAL PROBABILITY DENSITY OF INSTANTANEOUS SIGNAL VALUES IN THE PRESENCE OF FLUCTUATING MULTIPLICATIVE INTERFERENCE
Аннотация. Рассмотрены и проанализированы вопросы, связанные с многомерной плотностью распределения вероятностей мгновенных значений полезного сигнала при воздействии флюктуационных мультипликативных помех. Проанализирован случай, когда в сигнале присутствуют только фазовые искажения, а также случай когда кроме фазовых в сигнале присутствуют и амплитудные искажения.
Abstract. The issues related to the multidimensional density of the probability distribution of the instantaneous values of the useful signal under the influence of fluctuating multiplicative interference are considered and analyzed. The case when only phase distortions are present in the signal is analyzed, as well as the case when, in addition to phase distortions, the signal also has amplitude distortions.
Ключевые слова. Многомерная плотность, плотность распределения вероятностей мгно- венных значений сигнала, мультипликативная помеха, фазовые искажения.
Key words. Multidimensional density, probability distribution density of instantaneous signal values, multiplicative interference, phase distortion.
III. ИНФОРМАТИКА, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И УПРАВЛЕНИЕ
УДК 54.058(075)
© Полтавский А.В.
© A.Poltavskiy
КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ЗАДАЧАХ ТРАЕКТОРНОГО АНАЛИЗА МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
COMPUTER MODELING IN THE PROBLEMS OF TRAJECTORY ANALYSIS OF MULTIFUNCTIONAL UNMANNED AERIAL VEHICLES
Аннотация. В статье рассматриваются современные подходы к имитационному моделированию многоуровневых и многосвязных объектов информационно-управляющих систем на основе алгоритмов для численных методов. Концепция совершенствования компьютерного моделирования информационно-измерительных и управляющих систем многофункциональных робототехнических комплексов, в частности для многих объектов многоцелевой беспилотной авиатехники применима на начальных этапах формирования их обликовых характеристик. Реализуемость численных методов, алгоритмов и программ в информационном моделировании позволяют изначально рассматривать и оценивать их как практическую значимость на предварительных этапах испытаний и проектирования современных объектов для информационно-измерительных и управляющих систем.
Abstract. The article considers the modern approach and technology to simulation of multilevel and multiconnected information and control systems based on objects with algorithms of numerical methods. The concept of improving computer modeling of information-measuring and control systems of multifunctional robotic complexes, in particular, for many objects of multipurpose unmanned aircraft is applicable at the initial stages of forming their appearance characteristics. The feasibility of numerical methods, algorithms and programs in information modeling allows us to initially consider and evaluate their practical significance at the preliminary stages of testing and designing modern models of objects of information-measuring and control systems.
Ключевые слова. Информатика, вычислительная система, сетевая информационно- измерительная система, компьютерное моделирование.
Key words. Computer science, computer system, network information and measurement system, computer modeling.
УДК 629
© Соловьев С.В.
© S. Soloviev
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КОСМИЧЕСКИМ ПОЛЕТОМ
PRINCIPLES OF CONSTRUCTING ALGORITHMIC SUPPORT FOR AN INTELLECTUALIZED CONTROL SYSTEM FOR SPACE FLIGHT CONTROL
Аннотация. В статье исследуются вопрос формирования принципов построения алгоритмического обеспечения интеллектуализированной системы контроля при управлении космическим полетом. Кратко проанализированы особенности применение «классических» стохастических моделей для космических аппаратов (КА). Компенсировать указанные недостатки предлагается осуществить внедрением интеллектуализированной системы контроля. На основе современных подходов предлагается использование цифровых интеллектуальных моделей функционирования КА на основе технологических знаний, в качестве которых выступает телеметрическая информация. Изложен подход, основанный на разра- ботке и комплексировании методов, сочетающих интеллектуальную идентификацию отдельных составных частей КА с помощью различных алгоритмов анализа для имитационного моделирование функционирования КА в целом. Сформулированы основные требования к интеллектуализированным системам контроля и решаемые задачи с учетом особенностей процесса управления космическим полетом. Укрупнено представлен принцип методики контроля с использованием цифрового двойника, созданного на основе реальных данных функционирования КА
Abstract. The article examines the issue of forming the principles of constructing algorithmic support for an intellectualized control system during space flight control. The features of the application of «classical» stochastic models for spacecraft (SC) are briefly analyzed. It is proposed to compensate for these shortcomings by introducing an intellectualized control system. On the basis of modern approaches, it is proposed to use digital intelligent models of spacecraft functioning on the basis of technological knowledge, which is telemetric information. An approach based on the development and integration of methods combining intelligent identification of individual components of a spacecraft using various analysis algorithms for imitating the functioning of the spacecraft as a whole is presented. The basic requirements for intelligent control systems and the tasks to be solved are formulated, taking into account the peculiarities of the space flight control process. The principle of the control technique using a digital twin created on the basis of real data of the spacecraft functioning is enlarged.
Ключевые слова. Космический аппарат, управление полетом, система контроля, интеллек- туализация, анализ состояния.
Key words. Spacecraft, flight control, control system, intellectualization, state analysis.