«Стратегическая стабильность» №2 / 2022

Статьи, опубликованные в журнале «Стратегическая стабильность» №2 (99) / 2022

I. ВОЕННО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

УДК 621.

© Краснослободцев В.П., Кузьмин Ю.Н., Раскин А.В., Тарасов И.В.
© V. Krasnoslobodtsev, Yu. Kuzmin, A. Raskin, I. Tarasov

КОСМИЧЕСКАЯ ГОНКА. ПЕРВЫЙ ЭТАП
THE SPACE RACES. THE FIRST STAGE

Аннотация. Настоящая статья посвящена первому этапу космической гонки между США и СССР и охватывает период с 1950 по 1964 гг. Рассмотрены ее основные этапы – создание знаменитой Р-7, запуск первого искусственного спутника Земли, первый полет в космос, начало освоения Луны у нас и в США. Показаны первые отечественные и зарубежные военные космические программы по созданию космических аппаратов разведки, систем их перехвата, ракетопланов и боевых космических станций.

Abstract. This article is devoted to the first stage of the space race between the USA and the USSR and covers the period from 1950 to 1964. Its main stages are considered — the creation of the famous R-7, the launch of the first artificial satellite of the Earth, the first flight into space, the beginning of the exploration of the Moon in our country and in the USA. The first domestic and foreign military space programs for the creation of reconnaissance spacecraft, systems for their interception, rocket planes and combat space stations are shown.

Ключевые слова. Космическая гонка, искусственный спутник Земли, космические программы.
Key words. Space race, artificial Earth satellite, space programs.


УДК 629.014 .

© Куранов М.О., Поярков С.С., Майстренко В.А.
© M. Kuranov, S. Poyarkov, V. Maistrenko

АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ПРИМЕНЕНИЯ ОБРАЗЦОВ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ НА БАЗЕ ДВУХЗВЕННЫХ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН
ANALYSIS OF THE CONDITIONS FOR THE USE OF WEAPONS AND MILITARY EQUIPMENT BASED ON TWO-LINK TRACKED VEHICLES

Аннотация. В статье рассмотрены условия применения образцов ВВСТ на базе двухзвенных гусеничных машин, их назначение и область применения. Представлены основные мо- дели двухзвенных гусеничных машин, которые применяются или будут применяться в раз- личных климатических условиях.

Abstract. The article discusses the conditions for the use of AMSE samples based on two-link tracked vehicles, their purpose and scope. The main models of two-link tracked vehicles that are used or will be used in various climatic conditions are presented.

Ключевые слова. Двухзвенная гусеничная машина, снегоболотоход, суровые климатические условия, бездорожье, проходимость.
Key words. Two-link tracked vehicle, snow and swamp vehicle, harsh climatic conditions, off-road, cross-country ability.


УДК 621. 1. 018

© Черепанов Н.С., Калекин В.С., Кобжесаров С.Х.
© N.Cherepanov, B. Kalekin, S. Kobzhesarov

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОЧИХ ПРОЦЕССОВ ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ С УЧЕТОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНОВ ВПУСКА ЗА СЧЕТ САМОДЕЙСТВУЮЩЕГО ВПУСКНОГО КЛАПАНА
THEORETICAL STUDY OF THE WORKING PROCESSES OF A DIESEL ENGINE, TAKING INTO ACCOUNT THE IMPROVEMENT OF THE INTAKE ORGANS DUE TO THE SELF-ACTING INTAKE VALVE

Аннотация. Основные направления совершенствования технико-энергетических показателей приводных поршневых дизельных двигателей обусловлены развитием методов математического моделирования внутрицилиндровых процессов, а также процессов впуска, наполнения и смесеобразования в цилиндре двигателя. Несмотря на это, многие из наиболее современных термогазодинамических математических моделей движения воздушного заряда через органы впуска и непосредственно в цилиндре двигателя получили облегченные (формальные и полуэмпирические) математические модели, не обладающие достаточной адекватностью, базирую- щиеся на уравнениях потока с некоторыми упрощениями, с меньшей точностью учитывающие влияние клапанов газообмена на динамику движения впускного заряда, а также «неоптимальности» фаз газораспределения, в частности в процессе наполнения, на различных режимах работы двигателя, в том числе под нагрузкой.

Abstract. The main directions for improving the technical and energy indicators of driving piston diesel engines are due to the development of methods for mathematical modeling of intra-cylinder processes, as well as the processes of intake, filling and mixture formation in the engine cylinder. Despite this, many of the most modern thermogasdynamic mathematical models of the movement of an air charge through the intake organs and directly in the engine cylinder have received lightweight (formal and semi-empirical) mathematical models that do not have sufficient adequacy, based on the flow equations with some simplifications, taking into account the influence of gas exchange valves on the dynamics of the movement of the intake charge, as well as the «non-optimal» valve timing, in particular during the filling process, in various engine operating modes, including under load.

Ключевые слова. Mатематическое моделирование, двигатель внутреннего сгорания, коэффи- циент наполнения, самодействующий впускной клапан, физико-математическая модель.
Key words. Mathematical modeling, internal combustion engine, filling factor, self-acting intake valve, physical and mathematical model.


УДК 621

© Проценко О.П., Рябушев Д.Л., Кусакин М.Ю.
© O. Protsenko, D. Ryabushev, M. Kusakin

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ МНОГОДИАПАЗОННЫХ ФОТОПРИЕМНЫХ УСТРОЙСТВ
FEATURES OF CONSTRUCTION OF MULTI-RANGEPHOTORECEPTORS

Аннотация. В статье рассматриваются принципы построения многодиапазонных фотоприёмных устройств, отражены преимущества и недостатки принципиальных схем с одним и двумя ФПУ.

Abstract. The article discusses the principles of building multi-range photodetectors, reflects the advantages and disadvantages of circuit diagrams with one and two FPUs.

Ключевые слова. Оптико-электронное средство, многодиапазонное фотоприемное устрой- ство, многоцветная матрица.
Key words. Optoelectronic device, multiband photodetector, multicolor matrix.


УДК 355.358.1

© Филатов В.И., Буркэ А.И., Груздев А.И.
© V. Filatov, A. Burke, A. Gruzdev

МЕТОД АДАПТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ СОСТОЯНИЕМ АСУ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕНИЯ ВРЕМЕНИ УПРАВЛЯЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
METHOD OF ADAPTIVE CONTROL OF STEADY STATE OF SPECIAL-PURPOSE ACS UNDER CONDITIONS OF LIMITED CONTROL INFLUENCE TIME

Аннотация. Предложен метод, позволяющий адаптивно управлять устойчивостью АСУ с учетом заданных временных ограничений. В статье приведены результаты расчетов и математическая постановка задачи обеспечения устойчивости АСУ специального назначения.

Abstract. A method is proposed that makes it possible to adaptively control the stability of the automated control system, taking into account the given time constraints. The article presents the results of calculations and the mathematical formulation of the problem of ensuring the stability of ACS for special purposes.

Ключевые слова. Состояние системы, управляющее воздействие, ограниченное время, устойчивость, адаптивное управление состоянием.
Key words. System state, control action, limited time, stability, adaptive state control for special purpose.


УДК 621.391

© Абдуллин А.Г., Григорьев А.Н., Лёвин А.И.
© A. Abdullin, А. Grigoriev, A. Levin

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СРЕДСТВ И СИСТЕМ СВЯЗИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
STATUS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATION FACILITIES AND SYSTEMS IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION FOR EMERGENCY USE

Аннотация. В статье дана характеристика действующей в настоящее время системы радиосвязи МВД России, отмечены проблемные вопросы, требующие технического разрешения. Основное внимание уделено рассмотрению возможностей организации системы связи между подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации (далее – ОВД РФ) в условиях чрезвычайных ситуаций. Приведены перспективные направления развития средств и систем связи в ОВД РФ в интересах обеспечения оперативного управления подразделениями ОВД РФ, их взаимодействия между собой и со службами других ведомств во время чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС).

Abstract.The article gives a description of the current radio communication system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, points out problematic issues that require technical resolution. The main attention is paid to the consideration of the possibilities of organizing a communication system between subdivisions of the internal affairs bodies of the Russian Federation (hereinafter referred to as the Internal Affairs Department of the Russian Federation) in emergency situations. Promising  directions  for  the  development  of  means  and  communication  systems   are   given  in the Internal Affairs Directorate of the Russian Federation in the interests of ensuring the operational management of subdivisions of the Internal Affairs Directorate of the Russian Federation, their interaction with each other and with the services of other departments during emergency situations (hereinafter referred to as emergency situations).

Ключевые слова. Средства и системы связи, сети оперативной связи, зоновая технология ор- ганизации радиосвязи, транкинговые системы, персональный радиовызов, сотовые системы связи, ведомственная широкополосная система радиодоступа, технология LTE, спутниковая связь, чрезвычайные ситуации.

Key words. means and systems of communication, operational communication networks, zonal radio communication technology, trunking systems, personal radio call, cellular communication systems, departmental broadband radio access system, LTE technology, satellite communication, emergency situations.


УДК 623.094.

© Хандорин С. А., Раджабов Д. В., Миронов Д.В., Сидоренко А. А.
© S. Khandorin, D. Radzhabov, D. Mironov, A. Sidorenko

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ С ВЕНТИЛЬНЫМИ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯМИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
MATHEMATICAL MODEL OF ELECTRICAL SYSTEM SPECIAL EQUIPMENT WITH VALVE ELECTRICITY CONVERTERS

Аннотация. Статья посвящена разработке математической модели электротехнической системы специальной техники номинальным напряжением 27 В. Существующие модели подобных систем обладают рядом недостатков, при которых в моделях электротехнических систем не учитывается работа электроприемников с нелинейной нагрузкой, не учитывается работа регулятора напряжения (моделируется номинальная нагрузка при работе генераторной установки), используются схемы замещения. В этой связи существует необходимость обобщения полученных ранее результатов и уточнение математической модели электротехнической системы специальной техники, учитывающей вышеперечисленные недостатки. Целью данной статьи является уточнение математической модели электротехнической системы, включающей математические модели системы электроснабжения и потребителей элек- трической энергии. Результатом работы является создание математической модели электротехнической системы электроснабжения специальной техники номинальным напряжением 27 В в программном пакете Lab VIEW 2015, которая учитывает математические моде- ли системы электроснабжения и потребителей электрической энергии специальной техники. В работе описан расчет параметров схем замещения электроприемников, генератора постоянного тока, электрического фильтра, регулятора напряжения, а также рассмотрена методика измерения основных параметров системы при помощи программного пакета Lab

VIEW 2015. Приведены результаты измерений основных параметров системы.

Abstract. The article is devoted to the development of a mathematical model of the electrical system of special equipment with a rated voltage of 27 V. The existing models of such systems have a number of disadvantages, in which the models of electrical systems do not take into account the operation of electrical receivers with a non-linear load, the operation of the voltage regulator is not taken into account (the nominal load is modeled during the operation of the generator set) , substitution schemes are used. In this regard, there is a need to generalize the results obtained earlier and refine the mathematical model of the electrical system of special equipment, taking into account the above disadvantages. The purpose of these works is to refine the mathematical model of the electrical system, including mathematical models of the power supply system and consumers of electrical energy. The result of the work is the creation of a mathematical model of the electrical power supply system for special equipment with a rated voltage of 27 V in the Lab VIEW 2015 software package, which takes into account the mathematical models of the power supply system and consumers of electrical energy of special equipment. The paper describes the calculation of the parameters of equivalent circuits for power receivers, a DC generator, an electric filter, a voltage regulator, and also considers a method for measuring the main parameters of the system using the Lab VIEW 2015 software package. The results of measuring the main parameters of the system are presented.

Ключевые слова. Электротехническая система, система электроснабжения, схема замещения, пульсации напряжения, электромагнитная совместимость, качество электрической энергии.
Key words. Electrical system, power supply system, equivalent circuit, voltage ripple, electromagnetic compatibility, quality of electrical energy.


II.   ВОЕННО-СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

УДК 621.01/.03

© Бояркина И.В., Троценко В.В., Казорин П.С.
© I. Boyarkina, V. Trotsenko, P. Kazorin

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ГАШЕНИЯ ПРОДОЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ В УСЛОВИЯХ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ТЕМПЕРАТУР
INVESTIGATION OF THE PROCESS OF DAMPING THE LONGITUDINAL VIBRATIONS OF A TRACKED VEHICLE UNDER CONDITIONS OF NEGATIVE TEMPERATURES

Аннотация. В целях определения влияния коэффициента сопротивления гидравлического амортизатора при использовании в условиях отрицательных температур окружающей среды на гашение продольных колебаний гусеничной машины авторами были произведены теоретические и экспериментальные исследования. При эксплуатации гусеничных машин в условиях отрицательных температур установлено, что гидравлические амортизаторы теряют свои функциональные возможности ввиду увеличения вязкости амортизаторной жидкости, что способствует значительному снижению одного из важнейшего свойства образца – его подвижности. К тому же ухудшение показателей подвижности гусеничной машины увеличивает нагрузку на механика-водителя и экипаж, что вызывает их быструю утомляемость. Экспериментально установлено, что при изменении температуры от –7°C до –30°C вязкое трение гидравлического амортизатора увеличивается в восемь раз, вследствие чего происходит блокировка системы подрессоривания гусеничной машины.

Abstract. In order to determine the effect of the drag coefficient of a hydraulic shock absorber when used under conditions of negative ambient temperatures on the damping of longitudinal vibrations of a tracked vehicle, the authors carried out theoretical and experimental studies. When operating tracked vehicles in conditions of negative temperatures, it was found that hydraulic shock absorbers lose their functionality due to an increase in the viscosity of the shock absorber fluid, which contributes to a significant decrease in one of the most important properties of the sample — its mobility. In addition, the deterioration in the mobility of a tracked vehicle increases the load on its driver and crew, which causes rapid fatigue. It has been experimentally established that when the temperature changes from -7°C to -30°C, the viscous friction of the hydraulic shock absorber increases by eight times, as a result of which the suspension system of the tracked vehicle is blocked.

Ключевые слова. Плавность хода, гусеничная машина, гидравлический амортизатор, гидро- амортизатор, вязкость амортизаторной жидкости.
Key words. Ride smoothness, tracked vehicle, hydraulic shock absorber, hydraulic shock absorber, shock absorber fluid viscosity.


УДК 629.113 : 620.263

© Матери И. В.
© I. Materi

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ВПУСКНОМ КОЛЛЕКТОРЕ ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ, ПРОГРЕВАЕМОГО В УСЛОВИЯХ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ТЕМПЕРАТУР
MATHEMATICAL MODEL OF GAS-DYNAMIC PROCESSES IN THE INTAKE MANIFOLD OF A DIESEL ENGINE HEATED IN CONDITIONS OF NEGATIVE TEMPERATURES

Аннотация. В настоящей статье рассматривается моделирование термических и газоди- намических процессов в впускном коллекторе системы питания воздухом дизельного двига- теля с учетом работы газоэлектрофакельного устройства на пусковых режимах. Движение и изменение состояния газовой среды во впускном коллекторе при работе газоэлектрофакельного устройства является сложным объектом для моделирования. Для моделирования настоящих процессов выбран метод динамики частиц. Такой метод позволил моделировать процессы вихреобразного движения, смешивание газов, перекрещивание направления движения молекул газа, резонанс Гельмгольца и др. Реализация настоящей математической модели обеспечивает решение вопросов в области проектирования, конструирования дизельных двигателей северного исполнения. Модель описывает зависимость температуры впускного воздуха от геометрического расположения газоэлектрофакельной свечи; влияние расхода га- зового топлива и температуры окружающего воздуха на среднюю температуру смеси газов на различных этапах её движения, полноту сгорания топлива, долю воздуха, участвующего / не участвующего в процессе горения.

Abstract. This article discusses the modeling of thermal and gas-dynamic processes in the intake manifold of the air supply system of a diesel engine, taking into account the operation of a gas-electric torch device in starting modes. The movement and change in the state of the gaseous medium in the intake manifold during the operation of the gas-electric torch device is a complex object for modeling. To simulate these processes, the particle dynamics method was chosen. This method made it possible to simulate the processes of vortex motion, mixing of gases, crossing the direction of movement of gas molecules, Helmholtz resonance, etc. The implementation of this mathematical model provides a solution to issues in the field of design and construction of northern diesel engines. The model describes the dependence of the intake air temperature on the geometric arrangement of the gas-electric flame plug; the influence of gas fuel consumption and ambient air temperature on the average temperature of the gas mixture at various stages of its movement, the completeness of fuel combustion, the proportion of air participating / not participating in the combustion process.

Ключевые слова. Термический и газодинамический процесс, метод динамики частиц, нерегу- лярная сетка, элемент шарообразной формы, пространственное разрешение, распределение температуры в пространстве, радиус-вектор исследуемой точки пространства, средство облегчения пуска, газоэлектрофакельное устройство, реализация действительного цикла двигателя.
Key words. Thermal and gas-dynamic processes, particle dynamics method, irregular mesh, spherical elements, spatial resolution, temperature distribution in space, radius-vector of the studied point in space, start-up aid, gas-electric torch device, real engine cycle implementation.


УДК 621.4

© Белокопытов С.В., Корытов М.С., Деревсков Н.Ю.
© S. Belokopytov, M. Korytov, N. Derevskov

СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ВОЕННОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ К ПРИМЕНЕНИЮ ПО НАЗНАЧЕНИЮ В АРКТИЧЕСКОЙ КЛИМАТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ
THE SYSTEM OF ENSURING THE READINESS OF THE POWER PLANT OF MILITARY AUTOMOTIVE EQUIPMENT FOR INTENDED USE IN THE ARCTIC CLIMATE ZONE

Аннотация. В статье проведен анализ требований к образцам военной автомобильной техники, эксплуатируемой в экстремальных условиях арктического региона. Рассмотрены факторы, влияющие на готовность силовой установки и образца в целом к применению по назначению. Выполнен обзор существующих технических средств обеспечения пуска двигателя и готовности к принятию нагрузки в условиях отрицательных температур. Предложены возможные перспективные пути дальнейшей модернизации и создания новых образцов «Северного исполнения».

Abstract. The article analyzes the requirements for samples of military vehicles operated in extreme conditions of the Arctic region. The factors influencing the readiness of the power plant and the sample as a whole for intended use are considered. The review of the existing technical means of ensuring engine start-up and readiness to accept the load in conditions of negative temperatures  is carried out. Possible promising ways of further modernization and creation of new samples of «Northern execution» are proposed.

Ключевые слова. Дизельный двигатель, опытно-конструкторская разработка, температурный предел применения, электрофакельное устройство, автоматизированный пусковой подогреватель, термочехол, бортовой автономный источник энергии.
Key words. Diesel engine, development work, temperature limit of application, electric torch device, automated starting heater, thermal cover, on-board autonomous power source.


УДК 621.4

© Миронов Д.В.
© D. Mironov

ГЕНЕРАТОР ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ АВТОНОМНЫЙ ИСТОЧНИК ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ В ВОЕННОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКЕ
RECIPROCATING MOTION GENERATOR AS OPTIONAL AUTONOMOUS SOURCE OF POWER SUPPLY IN MILITARY VEHICLES

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос необходимости дополнительного автономного источника снабжения электрической энергией потребителей военной автомобильной техники, применение которого возможно при неработающем двигателе внутреннего сгорания. Выполнен анализ применения в промышленности электромеханических машин, преобразующих различные виды энергии механического движения в электрическую. Предложен вариант использования генератора возвратно-поступательного движения для обеспечения электропитания потребителей образцов военной автомобильной техники при неработающем двигателе внутреннего сгорания без расхода электроэнергии штатных аккумуляторных батарей.

Abstract. The article considers the issue of the need for an additional autonomous source of supply of electrical energy to consumers of military vehicles, the use of which is possible when the internal combustion engine is not running. An analysis is made of the use in industry of electromechanical machines that convert various types of mechanical motion energy into electrical energy. A variant of using a reciprocating motion generator is proposed to provide power supply to consumers of military automotive equipment samples, with the internal combustion engine not running, without using standard batteries.

Ключевые слова. Генератор возвратно-поступательного движения, электромеханическая машина, индуктор, электродвижущая сила, постоянный магнит, магнитный поток.
Key words. Reciprocating motion generator, electromechanical machine, inductor, electromotive force, permanent magnet, magnetic flux.


УДК 629.113

© Ушнурцев С.В., Келлер А.В.
© S.Ushnurtsev, A.Keller

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МОЩНОСТИ В ТРАНСМИССИИ ВОЕННОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
GENERAL PROVISIONS FOR OPTIMIZING POWER DISTRIBUTION IN THE TRANSMISSION OF MILITARY VEHICLES

Аннотация. В статье проведен анализ научных работ ведущих ученых и коллективов, на- правленных на определение условий рационального распределения мощности силовой уста- новки между колесными движителями автомобилей. На основе анализа сформулированы условия распределения мощности между осями (ведущими колесами одной оси) полноприводных автомобилей, а также определены характеристики образца, на которые непосредственное влияние оказывает распределение мощности. В результате проведенный декомпозиции характеристик выявлены две макрогруппы, непосредственно влияющие на эффективность применения образца исходя из его конструктивного исполнения и динамики движения по различным опорным основаниям или же условий эксплуатации. На основе чего синтезированы коэффициенты оптимального распределения мощности, а также определенного сочетания массы полноприводного автомобиля, массы буксируемого прицепа и сопротивления качению ведущих колес, при котором целесообразно включение полного привода.

Abstract. The article analyzes scientific works of leading scientists and teams of researchers aimed at determining the conditions for the rational distribution of power of the power plant between the wheeled running gears of vehicles. Based on the analysis, the conditions for the distribution of power between the axles (driving wheels of one axle) of all-wheel drive vehicles are formulated. The characteristics of the sample are determined, which are directly affected by the distribution of power. As a result of the decomposition of the characteristics, two macro groups are identified that directly affect the effectiveness of the sample based on its design and the dynamics of movement on various surfaces or operating conditions. Taking into account these results, the coefficients of optimal power distribution are synthesized, as well as a certain combination of the mass of an all- wheel drive vehicle, the mass of a towed trailer and the rolling resistance of the driving wheels, in which it is advisable to activate an all-wheel drive.

Ключевые слова. Военная автомобильная техника, трансмиссия, дифференциальный меха- низм, распределение мощности, оптимизация, подвижность.
Key words. Military vehicles, transmission, differential mechanisms, power distribution, optimization, mobility.


УДК 62–123

© Колунина Ю.А.
© Y.Kolunina

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ТЕМПЕРАТУР ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ПРОГРЕВА
SOME FEATURES OF CHANGE OF TEMPERATURES OF THE PISTON ENGINE IN THE CONDITIONS OF WARMING UP

Аннотация. Значительная часть территории Росси находится в зоне холодного климата. Наиболее часто низкотемпературный режим имеет место при прогреве после длительной стоянки покоящегося двигателя. Полнота сгорания топлива, расход картерных газов, вязкость эксплуатационных материалов, условия трения поверхностей сопряжённых деталей, наличие конденсационных процессов в картерном пространстве, в значительной степени определяют надёжность работы. В настоящей статье описывается эксперимент. В эксперименте в качестве критерия для определения температурного состояния выбраны температура охлаждающей жидкости системы охлаждения и температура масла смазочной системы.

Abstract. The considerable part of territory of Rossi is in a frigid climate zone. Most often low temperature the mode takes place at warming up after long parking of the based engine. Completeness of combustion of fuel, the expense crankcase gases, viscosity of operational materials, conditions thorns surfaces of the interfaced details, presence condensation processes in crankcase space,  substantially define reliability of work. In the present article experiment is described. In experiment as criterion for definition of a temperature condition the temperature of a cooling liquid of system of cooling and temperature of oil of lubricant system are chosen.

Ключевые слова. Расход картерных газов, температурное состояние, термическая деструкция, частичное окисление, топливная фракция, температура точки росы.
Key words. Blow-by gas consumption, temperature condition, thermal degradation, partial oxidation, fuel fraction, dew point temperature.